Формирование речевой деятельности на преддошкольном этапе

С появлением первых слов начинается период первоначального овладения языком (от одного года до трёх лет).

Со второго года начинает интенсивно развиваться речь. Всё более приобретает значение речевой контакт. В ходе развития формируются все компоненты речи (лексический, грамматический, фонетико-фонематический).

Рецептивная речь (импрессивная, пассивная, декодирование, воспроизводство) опережает продуктивную речь (экспрессивную, кодирование, активную).

В усвоение звуковой стороны речи входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития восприятия звуков (развитие фонематического слуха) и процесс произнесения звуков речи.

В развитии восприятия звуков существует:

  • дофонемный этап (понимание строится не на восприятии фонем, а слова и словосочетания воспринимаются как целый словесный образ, как единый, нерасчленённый звук, важная роль принадлежит интонации);
  • фонемный этап, когда в восприятии речи большое значение имеет восприятие фонем; характеризуется быстрым нарастанием пассивного словаря и развитием продуцирования речи. В норме фонематический слух должен быть сформирован к 2-м годам. До овладения правильным звукопроизношением ещё далеко.

Одновременно с интенсивным развитием фонемного восприятия происходит овладение правильным произношением звуков.

Из согласных звуков: смычные звуки «б», «п», усваиваются раньше щелевых («ф», «в», «с», «з», «ш», «ж», «х») и раньше слитных («ц», «ч», «щ»); глухие звуки усваиваются раньше звонких; мягкие переднеязычные звуки усваиваются раньше твёрдых; свистящие звуки усваиваются раньше шипящих звуков.

Показателем бурного роста речи является рост активного словаря. Сначала формируется номинативная функция речи (1–1,5 года), с 1,5 лет – коммуникативная функция речи. Познавательная функция речи формируется к 3-м годам.

Со второго года жизни у ребёнка активно развиваются процессы обобщения и абстрагирования, и к 3-м годам формируются познавательные понятия, речь становится основным и существенным средством общения. К 3-м годам речь в основном сформирована.

С формированием словаря формируется и слоговая структура слова. Вначале ребёнок произносит односложные слова и осмысленные лепетные звукосочетания («ба»), двухсложные лепетные слова с одинаковыми слогами («бо–бо», «ма–ма», «па– па»). Эти первые двухсложные слова ребёнка имеют ударение на первом слоге.

В словах, которые состоят из двух неоднородных слогов (тётя), наблюдается слоговая элизия – опускание одного из слогов. Чаще всего элизии возникают в 3-х-, 4-х-сложных словах.

Интересно
Главная причина, по мнению А.Н. Гвоздева, – их сравнительная сила. Как правило, сохраняется ударный слог (собака – «бака»). Иногда в слове ребёнок сохраняет неударный слог, если ударный слог включает трудный для произнесения звук (болит – «бо»).

Многие дети овладевают ритмической структурой слова и пренебрегают его фонетическим составом (огонек – «нананёк»). Те дети, которые допускают элизии и долго пренебрегают фонетическим составом, в дальнейшем, скорее всего, будут испытывать трудности при дифференциации фонем.

Словарный запас. В. Штерн приводит следующие данные о количестве слов у детей:

  • 1,2–1,6 месяцев – 100 слов;
  • 2 года – 300–400 (200–400) слов;
  • 3 года – 1000–1100 слов;
  • 4 года – 1600 слов;
  • 5 лет – 2200 слов;
  • 6 лет – 2500–3000слов.

Большое значение имеет развитие значений слов. Словарный запас – строительный материал, который при сочетании слов в предложении может служить целям общения.

В развитии речи ребёнка более существенным является формирование грамматического строя речи.

В возрасте 1,3 месяцев до 3-х лет А.Н. Гвоздев выделят 2 периода формирования предложений.

1,3–1,10 месяцев – период предложений, составленных из аморфных словкорней. Аморфные слова (слова-корни) – «ам», «бах».

Этот период имеет два этапа:

  • время однословных предложений (1,3–1,8 мес.): «папа», «мама», обозначение
    животных («кися»), частей тела, часто – обозначение действий («бух», «ам», «ди»);
  • время предложений из нескольких слов-корней (1,8–1,10 мес.): «мама дай», «папа неси»; повеление выполнить действие и объект действия – «дай мока»; субъект действия и совершаемые им действия – «ляля бай-бай».

1,10 мес. –3 года – период усвоения грамматической структуры предложения (мамины, папины).

Он делится на три этапа:

  • время формирования первых форм (1,10–2,1 мес.): именительный падеж + глагол (киска пьёт); глагол и управляемое им существительное (дай карандаш);
  • время использования окончаний для выражения синтаксических связей слов (2,1–2,3 мес.): появляются дательный и творительный падежи («мальчик пойдёт Лене»; «пойду моком» – без предлога); у глагола усваивается категория лица и числа («сизу», «ушла», «ушли»); формируется будущее время («буду есть»); категория возвратности («зиматься буду») и появляются первые частицы («не дам каландаш», «дай-ка мне»);
  • время использования служебных слов (2,3–3 года): появляются предлоги и союзы, и сложные предложения становятся союзными.

Союзы появляются в 2,4 месяца. До 2,6 месяца появляются союзы: «а», «и», «а то», «потому что», «когда», «значит». 2,6–2,8 года – те же + «как, только». 2,8–2,10 года – те же + «где», «чтобы», «если». 2,10–3 года – те же + «который», «какой».

Предлоги появляются раньше, чем союзы. К 2-м годам появляются предлоги «в», «на», «у». Сложные предлоги «из-за», «из-под» появляются к 3-м годам.

К 2-м годам – сформировывается фонематический слух. К 3-м годам – сформировывается речь, усвоен грамматический строй речи, у некоторых формируется правильное звукопроизношение, но у большинства наблюдаются фонологические нарушения.

В норме до 5 лет активно развивается словотворчество – одна из важнейших особенностей развития речи ребёнка. У детей с речевой патологией, с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития нет словотворчества. С 3-х лет этот процесс (словотворчество) усиливается.

Т.Н. Ушакова выделяет три принципа, по которым дети образуют слова:

  • часть какого-нибудь нового слова используется как целое слово – «осколки слов»: «прыг» – прыжок; «лепь» – что-то слеплено;
  • к корню одного слова прибавляют окончание другого – «чужие» окончания: «помогание» – помощь, «страшность» – страшное;
  • одно слово составляется из двух – «синтетические слова»: «бананас» – банан и ананас, «бабезьяна» – бабушка обезьяны.

У всех детей к 5 годам словотворчество начинает угасать. Ребёнок точно выделяет грамматические формы, свободно ориентируется.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)