Цивилизационный подход и культура Востока
Цивилизация – многозначное понятие, часто используемое при характеристике ряда социальных процессов. Его трактовка насчитывает несколько вариантов, каждый из которых, возникая в свое время, позволял более глубоко исследовать общество. Так, одним из первых толкований данного понятия в XVIII в. было обозначение общества, основанного на справедливых правовых началах в отличие от патриархального общества.
Позже цивилизация использовалась при характеристике локальных обществ, отмечая их неповторимость и самобытность. Также в цивилизации видели завершающий этап развития культуры, и ряд ученых, в частности О. Шпенглер, предполагали, что это окончательная стадия, смерть культуры.
Н.Я. Данилевский предполагал, что есть общие законы развития цивилизаций и стадии их роста, к которым он относил:
- народ, имеющий один язык или общую языковую семью и способный к историческому развитию, представляет собой культурно-исторический тип;
- наличие политической независимости, позволяющей создать основы цивилизации;
- цивилизация может достигнуть полноты и расцвета в том случае, когда она имеет достаточно разнообразную этнокультурную основу;
- принципы развития конкретного культурно-исторического типа практически не могут передаваться другим культурно-историческим типам;
- цивилизации развиваются подобно растения, то есть имеют периоды и стадии роста, среди которых период расцвета интенсивен, но не может повторяться и истощает жизненную силу цивилизации.
Не со всеми положениями концепциями Н.Я. Данилевского можно согласиться безоговорочно, но в целом его концепция позволяет изучать и отслеживать основные характерные черты цивилизаций, в том числе и восточных. В настоящее время существует несколько трактовок цивилизации от локальных обществ до наиболее широкой социокультурной общности, представляющую высший уровень идентичности людей. Мы возьмем за рабочее определение следующую трактовку цивилизации.
В литературе имеется несколько подходов к анализу цивилизации. Первый – унитарный – рассматривает цивилизацию как идеал прогресса и развития человечества. Стадиальный подход видит в цивилизации один из этапов прогрессивного развития человечества. Локально-исторический подход предполагает под цивилизациями качественно различные уникальные этнические или исторические общности, существующие параллельно во времени.
С точки зрения углубленного рассмотрения существования цивилизаций также выделяют такие подходы, как:
- Этнопсихологический, опирающийся на связь с особенностями этнической истории, психики или характера народа.
- Географический, изучающий воздействие на цивилизацию географической среды, ее влияние на формы объединения людей, связь изменения ландшафта с культурной спецификой.
- Социологический определяет цивилизацию как социальное образование вокруг городов, имеющее общий ареал распространения и опирающееся в первую очередь на социально-политические связи.
- Культурологический видит в цивилизации историческое социокультурное образование, в основе которого лежит уникальная культура.
В структуру цивилизации включаются материальный быт и все, что может служить человеку для удовлетворения его физических потребностей. Также в нее входит общественный быт, то есть семья, различные сословные и общественные организации, государство, правовые нормы. Духовная культура (религия, мораль, этика, искусство, наука) являются третьим компонентом структуры цивилизации.
К основными функциями цивилизации можно отнести:
- создание и обеспечение социокультурной связи групп и индивидов;
- снятие этнических, культурных и групповых противоречий;
- дифференциация жизнедеятельности, создание разнообразия общественной жизни;
- обеспечение устойчивости социокультурных образцов;
- обеспечение преемственности поколений и культурных ценностей и принципов;
- обеспечение перспективы на будущее.
Мировые цивилизации разделяются и исследуются по следующим принципам и характеристикам.
Основными признаками, их отличающими, являются:
- Хронологический признак, отмечающий последовательность развития цивилизаций во времени или сену одной цивилизации другой.
- Ценностно-мировоззренческий признак, по которому определяется основная ценностная шкала, учитывающая не только художественные, научные, но и религиозные, этические ценности.
- Регионально-географический признак, делящий цивилизации по наиболее общему и очевидному свойству.
- Технико-экономический признак, отмечающий уровень развития технических достижений и их роль в формировании ценностной шкалы и культурных приоритетов.
- Индустриально-коммуникативный признак, делающий акцент на уровне и способе коммуникаций, принятых в определенном сообществе.
Культура и цивилизация имеют принципиальные различия, которые можно рассмотреть на примере нижеприведенной схемы.
То есть, если обобщить вышесказанное, можно прийти к выводу, что
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу