Цивилизационный подход и культура Востока

Цивилизация – многозначное понятие, часто используемое при характеристике ряда социальных процессов. Его трактовка насчитывает несколько вариантов, каждый из которых, возникая в свое время, позволял более глубоко исследовать общество. Так, одним из первых толкований данного понятия в XVIII в. было обозначение общества, основанного на справедливых правовых началах в отличие от патриархального общества.

Цивилизация противопоставлялась народам древности, а также культуре и уровню развития обществ, открытых в период XVI-XVIII вв. В XIХ в. термин «цивилизация» используется при исследовании этапов развития общества. Ученые видели в ней третью стадию общественного развития, следующую за дикостью и варварством.

Позже цивилизация использовалась при характеристике локальных обществ, отмечая их неповторимость и самобытность. Также в цивилизации видели завершающий этап развития культуры, и ряд ученых, в частности О. Шпенглер, предполагали, что это окончательная стадия, смерть культуры.

Н.Я. Данилевский предполагал, что есть общие законы развития цивилизаций и стадии их роста, к которым он относил:

  • народ, имеющий один язык или общую языковую семью и способный к историческому развитию, представляет собой культурно-исторический тип;
  • наличие политической независимости, позволяющей создать основы цивилизации;
  • цивилизация может достигнуть полноты и расцвета в том случае, когда она имеет достаточно разнообразную этнокультурную основу;
  • принципы развития конкретного культурно-исторического типа практически не могут передаваться другим культурно-историческим типам;
  • цивилизации развиваются подобно растения, то есть имеют периоды и стадии роста, среди которых период расцвета интенсивен, но не может повторяться и истощает жизненную силу цивилизации.

Не со всеми положениями концепциями Н.Я. Данилевского можно согласиться безоговорочно, но в целом его концепция позволяет изучать и отслеживать основные характерные черты цивилизаций, в том числе и восточных. В настоящее время существует несколько трактовок цивилизации от локальных обществ до наиболее широкой социокультурной общности, представляющую высший уровень идентичности людей. Мы возьмем за рабочее определение следующую трактовку цивилизации.

Цивилизации – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств и социальных групп; которые реализуют единство духовной, экономической, политической, хозяйственной, культурной жизни крупной социальной общности в исторической преемственности на определенной территории.

В литературе имеется несколько подходов к анализу цивилизации. Первый – унитарный – рассматривает цивилизацию как идеал прогресса и развития человечества. Стадиальный подход видит в цивилизации один из этапов прогрессивного развития человечества. Локально-исторический подход предполагает под цивилизациями качественно различные уникальные этнические или исторические общности, существующие параллельно во времени.

С точки зрения углубленного рассмотрения существования цивилизаций также выделяют такие подходы, как:

  1. Этнопсихологический, опирающийся на связь с особенностями этнической истории, психики или характера народа.
  2. Географический, изучающий воздействие на цивилизацию географической среды, ее влияние на формы объединения людей, связь изменения ландшафта с культурной спецификой.
  3. Социологический определяет цивилизацию как социальное образование вокруг городов, имеющее общий ареал распространения и опирающееся в первую очередь на социально-политические связи.
  4. Культурологический видит в цивилизации историческое социокультурное образование, в основе которого лежит уникальная культура.

В структуру цивилизации включаются материальный быт и все, что может служить человеку для удовлетворения его физических потребностей. Также в нее входит общественный быт, то есть семья, различные сословные и общественные организации, государство, правовые нормы. Духовная культура (религия, мораль, этика, искусство, наука) являются третьим компонентом структуры цивилизации.

К основными функциями цивилизации можно отнести:

  • создание и обеспечение социокультурной связи групп и индивидов;
  • снятие этнических, культурных и групповых противоречий;
  • дифференциация жизнедеятельности, создание разнообразия общественной жизни;
  • обеспечение устойчивости социокультурных образцов;
  • обеспечение преемственности поколений и культурных ценностей и принципов;
  • обеспечение перспективы на будущее.

Мировые цивилизации разделяются и исследуются по следующим принципам и характеристикам.

Основными признаками, их отличающими, являются:

  1. Хронологический признак, отмечающий последовательность развития цивилизаций во времени или сену одной цивилизации другой.
  2. Ценностно-мировоззренческий признак, по которому определяется основная ценностная шкала, учитывающая не только художественные, научные, но и религиозные, этические ценности.
  3. Регионально-географический признак, делящий цивилизации по наиболее общему и очевидному свойству.
  4. Технико-экономический признак, отмечающий уровень развития технических достижений и их роль в формировании ценностной шкалы и культурных приоритетов.
  5. Индустриально-коммуникативный признак, делающий акцент на уровне и способе коммуникаций, принятых в определенном сообществе.

Культура и цивилизация имеют принципиальные различия, которые можно рассмотреть на примере нижеприведенной схемы.

Цивилизационный подход и культура Востока

То есть, если обобщить вышесказанное, можно прийти к выводу, что

Цивилизационный подход и культура Востока

Если говорить о хотя бы самых общих различиях западной и восточной цивилизации, то можно отметить такие особенности, как неоднородность восточной культуры и цивилизации, выражающуюся в различных проявлениях образа жизни, социальных установок и приоритетов. Также восточная цивилизация характеризуется большим разнообразием религиозных верований, и, кроме этого, в ряде случаев сосуществованием в культуре одновременно нескольких религий, да и отношение светскости и религиозности на Востоке иное, чем на Западе.
Интересно
В восточной культуре существует в большей степени опора на идею небытия, на невыразимое словесно истинное знание. В этом смысле индивидуальная личностная работа, личный пример учителя в ней больше значат, чем стремление к четким формулировкам запада.
Для восточной цивилизации характерно превалирование общности перед индивидуализмом, даже если мы говорим об интровертивной индийской культуре. Наличие нормативной избыточности также характерно для восточной цивилизации, уважение к традициям, церемониальности, обрядовости. Некоторым сторонам восточной культуры присуща синкретичность, особенно восприятию и приемам творчества в сфере искусства. Это также связано и с иероглифической формой письма.
Некоторые ученые отмечают инерционность и недостаточную динамичность темпов развития восточной цивилизации по сравнению с мобильной западной
В целом восточная цивилизация обладает вполне устойчивыми узнаваемыми признаками, отличающими ее от западной и характеризующей ее специфические особенности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)