Связь эстетического и функционального в спорте

Для понимания связи эстетического и функционального в спорте следует напомнить тот известный факт, что эстетически значимой, как правило, является совершенная форма, которая наилучшим способом выражает содержание, способствует эффективному выполнению определенных функций предмета.

Нельзя не вспомнить в связи с этим Ле Корбюзье, который сказал, что функциональность постоянно прекрасна, что «вещь, продуманная в целом, должна быть эстетичной, иначе что–то не в порядке».

Это положение имеет прямое отношение и к спорту. И, здесь эстетическое выполнение тех или других действий спортсменом, командой и т. д. не просто повышает их зрелищность, но является важным показателем и условием их эффективности. Это обстоятельство не ускользнуло из поля зрения ученых, общественных деятелей, спортсменов, тренеров.

Интересно
Выдающийся советский спортсмен Ю. Власов неоднократно писал о том, что эффект выступления во многих видах спорта определяется не только степенью спортивного мастерства, но и его артистичностью. Грубый жест над штангой, пренебрежение эстетическими законами организации действия – как в смысле внутренней подготовки, так и в плане окружающей обстановки – приводит к ухудшению технических результатов.

В связи с рассматриваемым вопросом весьма интересно высказывание олимпийского чемпиона по боксу Бориса Кузнецова: «В чем истинная красота? По–моему, прежде всего в отточенности движений. То, что красиво, всегда совершенно и законченно. А значит, и целесообразно. На тренировках каждый прием, каждый удар нужно доводить до совершенства. Нужно создавать курс «хореографии бокса».

Пластичность нужна нам не меньше, чем фигуристам или гимнастам. Если почувствую, что начинаю изменять красоте бокса, тогда сойду с ринга».

Общеизвестна попытка А. Эйнштейна рассматривать красоту как критерий истинности. Если пытаются применить данную эстетическую категорию в области гносеологии, то уж тем более правомерно это делать в области спорта. Красота движения, упражнения, комплекса является верным показателем его функциональной справедливости, показателем верного направления развертывания техники спортсмена.

Практика спорта подтверждает это, в известной степени, интуитивное положение. Так, в показательных выступлениях, где снята психологическая напряженность соревнования, а главным, определяющим становится артистическое начало, спортсменам удаются те наиболее сложные элементы программы, которые они или вообще не могут выполнить или выполняли плохо во время состязаний.

Взаимосвязь эстетического и функционального в спорте проявляется и в том, что расчеты и конструкция технического решения тех или других движений в спорте, как правило, строятся с конца, с результата, с общего «видения» этих движений. Вначале оформляется смысловая программа на основе уже поставленных двигательных задач и выбранной стратегии. А конкретные, детализированные движения подчинены этой общей стратегии.

Смысловая программа имеет, таким образом, системный характер, так как, во–первых, определяет единый подход к выбору движений и, во–вторых, раскрывает их взаимосвязи. На фундаменте смысловой программы уже получают свою разработку кинематическая и динамическая программы.

Нельзя не согласиться с теми учеными, работающими в области теории спортивной тренировки, которые считают, что спортсмен должен знать не только состав и структуру своих движений, но и те ощущения, которые сопутствуют их правильному выполнению.

На это указывают и тренеры–практики. Так, Ё. Чайковская, говоря об отработке движений фигуристами, замечает, что часто у спортсменов, даже опытных, нет четкого представления о том, что они делают. Их действия похожи, по ее мнению, на попытки человека, который провел ладонью по своему лицу, затем представить себе это лицо на основании своих прикосновений.

В этих условиях эстетическое выполняет как бы интегративную и эвристическую функцию в структуре обучения спортивной технике. Чувство эстетического удовлетворения, возможно на чисто интуитивном уровне, сокращает поиск верного решения той или другой двигательной задачи. Говоря о роли эстетических ценностей в спорте, об их связи с его функциональным содержанием, следует иметь в виду и еще один важный момент. Современный спорт – это не только соревнования, но и напряженная подготовка к ним, включающая в себя как важнейший компонент тренировки.

Тренировка спортсмена, как многократное повторение упражнений, процесс в известной мере однообразный, монотонный, утомительный. А в современном спорте – на уровне высших достижений – она занимает у спортсмена 6, а то и более часов в день. В этом плане эстетическое содержание тренировочного процесса и связанные с ним чувства эстетического удовольствия, наслаждения помогают нейтрализовать, преодолеть эту монотонность.

Элементарным примером такого способа действий является введение в тренировку игровых моментов и ситуаций. Этот прием имеет две разновидности – создание на тренировке игровой ситуации и имитации состязания и игры в собственном смысле, с присущим ей распределением ролей и свободным игровым поведением.

Приемы эти достаточно эффективны на всех уровнях спортивной подготовки. Значительным эстетическим фактором в процессе тренировки является показ упражнения (независимо от того, кто показывает прием или движение – тренер, партнер по команде или просто демонстрируется фильм или видеозапись).

Показ– это демонстрация формы движения, убеждающая в его оправданности, правильности выбранных пластических средств.

С этой точки зрения, как уже отмечалось, показ не может быть неуклюжим, неловким, неэстетичным. Совершенная в эстетическом плане демонстрация упражнений является и важнейшим стимулирующим моментом спортивной деятельности, средством привлечения к регулярным занятиям новых масс людей. Роль показательных выступлений, как и показательных уроков, тренировок в спорте, достаточно общепризнана.

В идеале тренировочный процесс предполагает гармонию в распределении различного рода нагрузок, на основе чего и возникает искомое оптимальное состояние (физическое, психическое, духовное), которое и позволяет спортсмену совершать максимальное усилие для достижения нужного результата.

Решение данной проблемы – это в значительной мере определение ритмов и ритмических законов тренировки, т. е. задача, также предполагающая учет эстетических факторов. Далее, органичным элементом тренировки во многих видах спорта и всей системы общефизической подготовки является музыка. О роли музыки в ритмической организации движения, формировании эстетического чувства спортсмена неоднократно говорил и писал видный деятель советского физкультурного движения В. В. Гориневский.

Важнейшим эстетическим моментом, влияющим на результат тренировочного процесса, является и сама его организация: четкий распорядок, соблюдение различных традиций и ритуалов. Так, например, существует строгий ритуал не только проведения состязаний, но и тренировочных занятий в японских клубах дзюдоистов.

Сюда же относятся требования высокой дисциплины участников и достаточное разнообразие средств и методов тренировки, направленных на снятие ее монотонности и напряжения. Влияние эстетического содержания спорта на его функциональную сторону проявляется и в том, что соответствующее эстетическое совершенствование того или иного вида спорта иногда способно в корне изменить его.

Так, например, танец на льду долгое время строился как механическое соединение движений, и столь же механическое соединение музыкальных кусков. Голый техницизм и безликость спортивного танца тормозили его развитие, и выдающийся успех советской школы фигурного катания коренится именно в осмыслении его как целостного, эстетически оформленного явления. Все отмеченное выше свидетельствует о том, что эстетические ценности спорта не только определяются содержанием спорта, но и сами оказывают на него весьма существенное воздействие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)