Современная дидактическая система
Современная дидактическая система (общий взгляд). Единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорий, в которых есть нечто общее. Цели обучения в большинстве подходов предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения.
Содержание обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах. Процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования и потому понимается как двусторонний и управляемый: преподаватель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной и реформистской, исследовательской дидактики и используя их достоинства.Более подробно процесс обучения и другие вопросы дидактики современной российской школы, как и некоторые западные теории, даны ниже.
Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний.
Согласно второму, целью обучения является усвоение основ наук, формирование конкретных, нужных в жизни знаний. Это имело название «материальное образование».
Современная дидактика считает, что развитие личности не происходит без освоения знаний.
Поэтому цели общего образования конкретизируются в следующих задачах:
- обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний о природе, обществе, технике, культуре, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшему обучению и жизни;
- развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений; задача является едва ли не основной, так как развитое мышление и другие способности позволяют выпускнику школы пополнять знания и совершенствовать себя;
- формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств;
- формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самосовершенствовании; эта задача важна в условиях непрерывного образования, поскольку в современную эпоху быстро устаревают знания и есть необходимость в умении и готовности постоянно учиться самостоятельно;
- формирование знаний об основах производства и организации труда в промышленности и управлении, развитие умений пользоваться техническими устройствами, в том числе электронными.
Таксономия целей обучения. С 50-х годов XX века в дидактике есть тенденция формулировать цели обучения в терминах поведения, в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умениях учащихся, в конечных результатах, наблюдаемых признаках и действиях, которым можно дать объективную количественную и качественную оценку.
В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б. Блум, выделено три группы целей: познавательные, аффективные, психомоторные.
Перечень целей в познавательной группе, имеющей первое значение в освоении знаний и развитии интеллектуальных умений, выглядит так:
- Знание. Учащийся знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.
- Понимание. Учащийся объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.
- Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.
- Анализ. Учащийся выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения.
- Синтез. Учащийся пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.
Вот пример формулировки целей обучения в терминах поведения: каждая выпускница курсов должна научиться через три месяца печатать на машинке под диктовку со скоростью по крайней мере 200 ударов в минуту, допуская не более двух ошибочных ударов.
Таким образом, цель образования как компонент ПС определяет другие стороны образования, в первую очередь его содержание.
- Выбор методов воспитания и техника применения
- Методы воспитания в западной педагогике
- Методы стимулирования поведения и деятельности
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- Методы формирования сознания
- Методы и средства воспитания
- Зарубежные модели воспитания
- Современная отечественная концепция воспитания
- Критерии эффективности воспитательного процесса
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу