Правовая основа обеспечения национальной безопасности России в чрезвычайных ситуациях

Любое государство на каком-то этапе своего развития может столкнуться с чрезвычайными ситуациями социального, техногенного, природного характера. Поэтому они имеют в своем законодательстве арсенал правовых средств для обеспечения безопасности государства и его граждан. Важная роль в предотвращении, ликвидации негативных последствий, вызванных действиями человека либо силами природы, либо агрессией других государств, принадлежит праву. Право, выступая регулятором общественных отношений, в зависимости от преследуемых законодателем целей устанавливает определенные правовые режимы реализации государственной власти.

В условиях нормального функционирования единой системы публичной власти действуют правовые нормы, регулирующие общественные отношения в обычных условиях. При наступлении ЧС требуется введение правовых норм, оказывающих нормативно-организующее воздействие на различные группы общественных отношений и их участников. Путем введения особых правовых режимов субъекты обеспечения безопасности должны гарантировать необходимый уровень защищенности объектов НБ в РФ.

Особый правовой режим — это специальный режим, вводимый на всей территории РФ или ее части в случае возникновения угроз внешнего и внутреннего характера национальным интересам РФ, определяющий порядок организации деятельности органов единой системы публичной власти, других государственных органов, институтов гражданского общества и предусматривающий введение мер ограничительного характера в отношении объектов обеспечения НБ.

Задачами введения особых правовых режимов является обеспечение прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, общественной безопасности, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности РФ и обеспечение функционирования институтов гражданского общества. Достижение цели предполагается посредством обеспечения безопасности. Действия государства и его структур в рамках обеспечения НБ, прежде всего, направлены на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов НБ в РФ.

Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ в ЧС:

  • Конституция РФ;
  • Международные правовые акты:
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод от
    4 ноября 1950 г.;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;
  • Федеральный конституционный закон от 31мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
  • Федеральные законы:
  • от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;
  • от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  • от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
  • от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»;
  • от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и др.;
  • Указы Президента РФ:
  • от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»;
  • от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете);
  • от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
  • от 20 декабря 2016 г. № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»;
  • от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года»;
  • от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»;
  • концептуальные и доктринальные документы стратегического планирования:
  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.);
  • Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685) и др.;
  • Постановления Правительства РФ:
  • от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • от 2 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации»;
  • от 15 апреля 2014 г. № 300 «О государственной программе Российской Федерации „Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах“»;
  • Приказ МЧС от 8 июля 2004 г. № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

Содержание особых правовых режимов определяется соответствующим законодательством и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных, правовых, идеологических и иных мер, нацеленных на предотвращение или ликвидацию последствий ЧС, угрожающих личности, обществу и государству.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)