Организация формирующего эксперимента

Основными задачами коррекции психического развития подростка являются устранение отклонений в развитии, создание оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного развития.

Как показывает анализ литературных данных и опыт школьных психологов, систематическая, осознанная и целенаправленная работа по формированию адекватного уровня тревожности в большинстве общеобразовательных школ не ведется.

Интересно
В существующих школьных программах не учитываются индивидуальные особенности тревожной личности младшего школьника. Одним из исходных принципов коррекции тревожности является принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики.

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции можно выделить две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы личностной тревожности, и коррекцию, направленную на источники и причины проявления тревожности.

Симптоматическая коррекция недостаточна, т.к. одни и те же симптомы тревожности у разных людей могут иметь различную природу и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики.

Для успеха коррекции выраженной тревожности следует исходить из понимания особенностей психической структуры тревожной личности и анализа ее генезиса. Коррекция должна быть сконцентрирована не только на внешних проявлениях тревожности, но и на ее причинах.

Как показали исследования, подростки существенно различаются по уровню выраженности тревожности. Результаты констатирующего эксперимента позволили провести группировку младших школьников в зависимости от уровня тревожности.

В первую группу вошли младшие школьники с высоким уровнем тревожности, не позволяющим успешно справляться с учебной деятельностью (55%). Во вторую группу вошли дети, имеющие средний (адекватный) уровень тревожности (27,5%).

Третью группу составили дети с низким уровнем тревожности, проявляющимся своеобразными трудностями в общении со сверстниками, неадекватным «спокойствием», отсутствием разумной осторожности (17,5%). Средства коррекционной работы подбирались с учетом диагностируемого уровня тревожности.

Программа формирующего эксперимента включала выделение формируемых параметров, средств формирования этих параметров и способов контроля за их развитием (принцип экспериментально-генетического метода, разработанного Л.С. Выготским).

Лежащая в основе эксперимента гипотеза заключалась в том, что, осуществляя целенаправленное воздействие на личность тревожного младшего школьника с учетом особенностей «тревожного» типа личности, вовлекая ребенка в различные виды деятельности, можно добиться такого преобразования структуры личности, при котором проявление тревожности станут адекватными требованиям учебной деятельности и делового общения.

Цель эксперимента: разработать и апробировать систему средств психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность младшего школьника, позволяющую повысить темпы развития тревожной личности.

Цель эксперимента достигалась путем решения следующих задач:

  1. Выделение свойств личности, оказывающих наибольшее влияние на функционирование и формировании личностного механизма регуляции деятельности и общения младшего школьника. Анализ этих свойств с точки зрения возможности их успешного формирования в данный возрастной период.
  2. Разработка системы психолого-педагогических средств, применяемых школьным психологом, родителями и учителями для развития или коррекции параметров личности тревожности младшего школьника.

Формирующий эксперимент и коррекционная работа проводилась с подростками 12–14 лет (94 человека) в течение двух лет (2019–2020 и 2020–2021 учебные годы). Эти школьники характеризовались высоким уровнем тревожности.

Как уже указывалось выше, он составлял 50,53% от общей численности обучающихся тех классов, в которых они учились. Контрольная группа состояла из 92 подростков 12–14 лет и приблизительного такого же уровня личностного развития, выраженности личностной тревожности.

Использовались разнообразные средства воздействия на личность младшего школьника:

  • групповые;
  • индивидуальные;
  • работа с педагогами;
  • работа с психологами;
  • психологическая работа с родителями (просвещение).

Как мы уже отмечали выше, в формирующем эксперименте акцент делался на параметрах наиболее значимых с точки зрения становления механизма психической регуляции у тревожного типа личности. Эти параметры личности, наиболее тесно связанные с «деятельностными» показателями, занимающие узловые места в различных структурных звеньях структуры личности.

К «слабым» звеньям структуры тревожной личности относятся: слабая сформированность мотивов учебной деятельности, ослабленная мотивационная тенденция достижения успеха, снижение уровня притязаний и самооценки, неблагоприятные эмоциональные состояния отрицательной модальности, эмоциональная напряженность, трудности в установлении контактов со сверстниками (узкий круг общения), невротические расстройства.

Личностные параметры, оказывающие сильное отрицательное воздействие на механизм психической регуляции деятельности и общения по тревожному типу:

  • «+Q₄» – эмоциональная напряженность;
  • «-А» – холодность;
  • «-С» – эмоциональная неустойчивость;
  • «-G» – безответственность;
  • «-Qȝ» – ослабленный самоконтроль;
  • «+D» – беспокойство;
  • «-F» – серьезность (методика Кеттела), ярко выраженный «страх» (методика Рабинович).

Из дополнительных показателей особо выделен показатель тревожности («+О») (методика Кеттела) и тревожность, выявляемая рядом других методик (А.М. Прихожан).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)