Общая характеристика дисциплины “Теория и методика профессионального образования”

Компетенции рассматриваются как ожидаемые результаты освоения основной образовательной программы. В этой связи основные образовательные программы подготовки кадров высшей квалификации включают педагогические курсы.

Теоретический материал включает следующие вопросы:

  1. Предмет теории и методики профессионального образования. Общая характеристика курса и порядок его изучения.
  2. Объект исследования в педагогике как система.
  3. Методологические основания изучения проблем профессионального образования.
  4. Развитие системы профессионального образования в России.
  5. Современная система профессионального образования. Тенденции и особенности развития профессионального образования в современном мире.
  6. Образовательный процесс. Основания построения и системная характеристика.
  7. Компоненты образовательного процесса. Содержание профессионального образования. Организационные формы и методы в профессиональном образовании. Проектное обучение. Проектирование образовательного процесса.
  8. Педагогические средства и условия реализации образовательного процесса.

Итак, главная особенность данной дисциплины, согласно учебным планам, – это то, что она не включает практических занятий, поэтому освоение деятельностных аспектов курса осуществляется в самостоятельной работе студентов. Достаточно много времени отводится на самостоятельную работу аспирантов.

Для того чтобы продуктивно использовать возможности самостоятельной работы, аспирантам предлагается объемное (семестровое) задание, позволяющее на практике освоить учебный материал по педагогике и сформировать основы личного педагогического опыта.

Задание состоит в проектировании образовательного процесса, направленного на освоение студентами (бакалаврами, магистрантами) какой-либо компетенции, которая в настоящее время освоена большинством выпускников недостаточно в силу различных причин.

В первую очередь рассматривают причины, которые могут быть нивелированы педагогическими методами (путем изменения содержания образования, подбора современных подходящих средств образования, использования более адекватных методов и организационных форм образования, повышения квалификации научного-педагогических работников (НПР), создания педагогических условий, повышающих эффективность образовательного процесса, учета внешних требований и педагогических принципов).

Самостоятельная работа является наиболее распространенной организационной формой образовательного процесса, поскольку в среднем занимает в учебном плане не менее 50 % учебного времени. По замыслу, именно самостоятельной работе в наибольшей ступени свойственна индивидуализация образования, и в ней наиболее интенсивно решаются задачи обучения, воспитания и развития для подготовленных обучающихся.

Самостоятельная работа – адекватная организационная форма образовательного процесса для обучающихся, обладающих высокой субъектностью. Для уровня подготовки научно-педагогических кадров этот тезис тем более актуален, поскольку аспиранты, как особый контингент обучающихся, владеют универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями на наиболее высоком уровне.

Тем не менее, самостоятельная работа даже на этом уровне высшего образования требует управления. Главная идея образования в этом аспекте состоит в том, чтобы постепенно смещать акцент с управления учебной деятельностью на самоуправление ею.

Следовательно, самостоятельная работа должны быть организована таким образом, чтоб осуществлялись:

  • организация и самоорганизация;
  • стимулирование и самостимулирование, контроль и самоконтроль самостоятельной деятельности.

В крупных заданиях для самостоятельной работы управленческая составляющая становится особенно значимой. Поэтому нами разработана схема учебно-педагогического взаимодействия преподавателя с аспирантами, которая уделяет внимание не только всем аспектам содержания образования (когнитивному, практическому, творческому опыту и опыту эмоционально-ценностного и волевого отношения к миру), но и управлению образовательной деятельностью.


Схема включает: обсуждение учебного материала на лекции, самостоятельное изучение его в информационно-образовательной электронной среде, выдачу задания полностью, выдачу задания поэтапную, обсуждение результатов работы над этапом в команде, открытое обсуждение результатов работы по завершении этапа, самооценку и оценку каждого этапа для всех участников команды, текущие консультации преподавателя, оформление выполненного задания, его презентацию и защиту, оценку задания целиком (рис.1).


Выбор проектного задания и командный (а не индивидуальный) метод работы над проектом также имеет свое обоснование.

Прежде всего, «Теория и методика профессионального образования» является гуманитарной дисциплиной, поэтому обладает высоким потенциалом для освоения универсальных компетенций:

  • способность проектировать и осуществлять комплексные исследовасния, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
  • готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
  • способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6).

Общая характеристика дисциплины

С точки зрения решения задач освоения курса проектный метод позволяет охватить очень широкий круг вопросов для освоения и получить практический опыт в их реализации. Содержание задания состоит в разработке методического замысла проектирования образовательного процесса.

Вследствие этого, на практике осваиваются вопросы:

  • образовательный процесс, проект образовательного процесса;
  • основания проектирования образовательного процесса; профессиональный стандарт и ФГОС как основания проектирования образовательного процесса;
  • влияние тенденций развития экономики и высшего образования на проектирование образовательного процесса;
  • компоненты образовательного процесса;
  • условия реализации образовательного процесса;
  • качество образовательного процесса.

Выбор метода проектирования обусловлен рядом причин. Во-первых, проектное образование – в области образования. Студенты всех уровней могут быть привлечены к разработке реальных проектов. Во-вторых, отметим значимость компетенций для освоения основных образовательных программ аспирантуры.

Практические все направления подготовки содержат компетенции проектирования как ожидаемые результаты освоения основной образовательной программы. В-третьих, проектирование образовательного процесса является эффективным средством применения теоретических знаний по педагогике на практике.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)