Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В. Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

По характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

  • объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
  • стандартизованные самоотчеты:
  • тесты-опросники, открытые опросники;
  • шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;
  • индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;
    проективные техники;
  • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
  • по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические.

Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности.

Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

Объективные диалогические:

  • тесты;
  • многие опросники;
  • шкальные техники беседы;
  • интервью;
  • диагностические игры;
  • патопсихологический эксперимент;
  • некоторые проективные методики.

“Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований.”

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)